Как запрягать лошадь: рассматриваем досконально

Мы рассмотрим как правильно запрячь лошадь или тройку лошадей в русскую дуговую упряжь. Именно такая чаще всего используется при работе с телегами и санями — самым русским гужевым транспортом. Запряжку всегда следует начинать с проверки амуниции, а также с чистки лошади.

Блок: 1/12 | Кол-во символов: 274
Источник: https://sedla.ru/blogs/kak-zapryagat-loshad.html

Комплектация упряжи

Упряжь, как и одежда для человека, должна подбираться индивидуально каждой лошади. Правильно подогнанная сбруя не мешает животному двигаться и не вызывает дискомфорта, а значит, снижается риск возникновения травм. Вся эта амуниция состоит из нескольких элементов, каждый из которых выполняет определенные функции.

Упряжь

Элементы упряжи Краткое описание

Хомут

Основное назначение – распределять нагрузку на плечи и шею и усиливать передачу тяги на повозку или сельскохозяйственное орудие (борону, плуг). Основная часть хомута, клещи, изготавливается из металла или дерева, состоит из двух половин выгнутой формы. Дополнительно хомут включает супонь, хомутину (мягкую подкладку), гужи, выпускается в 12 размерах. Надевается на шею животного, и для плотного прилегания своей формой повторяет очертания этого участка тела. Требует точной подгонки, поскольку излишне свободный хомут цепляется за ости лопаток, путает гриву и мешает движению передних ног, а слишком тесный мешает нормальному кровообращению, сдавливает дыхательные пути

Узда

Используется для управления животным во время передвижения. Состоит из удил и целого набора различных ремней: затылочного, налобного, подбородного, капсюля, поводьев. Удила, или трензель, представляют собой конструкцию из металлических подвижных элементов, которые вставляются в рот животному. При движении узды, трензель оказывает давление на углы рта, нижнюю челюсть или язык, понукая лошадь к определенным действиям. Уздечки различаются между собой устройством и количеством элементов, вследствие чего делятся на несколько видов: трензельные, бестрензельные, мундштучные. Выпускаются уздечки в четырех размерах

Седелка

Назначение – поддерживать оглобли, дуги и хомут, распределять нагрузку с шеи на спину, смягчать воздействие от упряжи на неровной дороге. Форма и размер седелки имеют первостепенное значение для эффективной работы животного. Седелки делятся на стоячие и лежачие: если у животного холка острая и высокая, применяют стоячие, если холка низкая – лежачие. Первый тип опирается на мышцы шеи и холки, оставляя свободными остистые отростки. Второй тип опирается и на отростки, и на мышцы шейно-плечевого отдела. Крепится седелка подпругами, располагается на спине, за лопатками

Подпруга

Основное назначение — фиксация седелки и седла на спине коня. Это широкий ремень со специальными креплениями. Изготавливаются подпруги из кожи, тесьмы, синтетических плотных тканей с гелевыми подушками. Современные подпруги имеют анатомическую форму для лучшего прилегания к брюху животного, оснащаются флисовой или меховой подкладкой для впитывания пота. Сам ремень имеет перфорацию, обеспечивающую воздухообмен во время движения и предупреждающую возникновение опрелостей

Шлея

Шлеей называется система ремней, фиксирующих хомут при резкой остановке и ускорении бега лошади. Круговой ремень обхватывает туловище коня и крепится к клещам с обеих сторон, наспинный располагается вдоль позвоночника, боковые соединяют шлею и оглобли. Поперечные и откосные ремни выступают в качестве фиксаторов для основных ремней в передней и задней части туловища. Шлея тоже требует индивидуальной подгонки, так как слишком свободные ремни сползают на бедра и мешают движению, а слишком тесные растирают кожу

Чересседельник

Назначение — удерживать оглобли и хомут на спине коня и передавать на седелку тягловое усилие. Он протягивается через седелку и крепится обоими концами к оглоблям. Благодаря этому ремню вес упряжи распределяется более равномерно, напряжение плеч и шейного отдела снижается

Подбрюшник

Еще один ремень, охватывающий брюхо лошади и соединяющийся кольцом с чересседельником. Протягивается он под подпругой, крепится концами к оглоблям. Он предназначен для сглаживания колебаний дуги и хомута, то есть, при быстром беге лошади он защищает ее спину и холку от резких ударов упряжи и связанных с ними травм

Дуга

Элемент дугообразной формы, скрепляющий гужи и оглобли и фиксирующий их в одном положении. Изготавливается из легкой упругой древесины, служит в качестве амортизатора для оглобель. Дуги делятся на несколько видов: сельскохозяйственные, выездные, ломовые, полумуловые. По способу изготовления делятся на гнутоклееные и цельногнутые. Для первого типа используется древесина лиственницы, березы, осины, для второго – клен, ясень, ива, черемуха, вяз. Дуга не является обязательным элементом упряжи и используется преимущественно в сбруе российского образца

Вожжи

Тонкие ремни, с помощью которых управляют лошадью. Имеют на концах карабины, которыми пристегиваются к сбруе. Изготавливаются из веревок или мягкой кожи, очень часто бывают комбинированными. Основное требование к вожжам – это сочетание прочности и легкости

Сбрую можно купить одним комплектом, но опытные коневладельцы рекомендуют каждый элемент приобретать отдельно, с учетом индивидуальных особенностей телосложения животного.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 4853
Источник: https://selo-exp.com/loshadi/kak-zapryach-konya.html

Этапы запрягания

Перед тем как непосредственно облачать коня в сбрую, нужно его осмотреть и почистить. Осмотр производится на предмет ран и натёртых сбруей мест на теле коня. Чистка же производится для того, чтобы пыль и инородные предметы, смешиваясь, потом не втирались в шерсть коня. Это может вызвать заболевания и гниение. Перед тем как начать запрягать коня, необходимо осмотреть и саму сбрую. Не должно быть надорванных ремней, деревянные части должны быть исправны.

Гужи рекомендуется смазывать дёгтем, особенно зимой.

Заранее надеваем шлею на хомут. Запрягать лошадь мы начинаем с того, что надеваем уздечку (предварительно сняв недоуздок). Сначала своё место занимают ремни оголовья, затем вставляется удило, после чего закрепляется капсюльный ремень (он должен оставаться довольно свободным, чтобы не причинять дискомфорт лошади).

Далее мы закрепляем седёлку и подпругу. Делаем это так, чтобы ремни оказались чуть дальше передних ног. Седёлка должна оказаться строго на холке.

Надеваем хомут и шлею. Хомут мы надеваем перевёрнутым (раздвигающиеся части, которые мы впоследствии будем связывать, должны быть наверху). Переворачиваем его уже на шее лошади и закрепляем с помощью супони. Далее приводим в надлежащее положение ремни шлеи и закрепляем их с помощью пряжек.

Шлея тоже не должна быть «впритык», между ремнями и телом лошади должна помещаться ладонь взрослого человека.

Крепим оглобли. Это можно сделать несколькими способами: если кобыла неопытна в общении с людьми, то лучше подкатить телегу сзади так, чтобы оглобли оказались по разные стороны от лошади. Более опытную лошадь можно заставить «зайти» в оглобли задним ходом или переступить через одну из них. Чтобы закрепить оглоблю, встаньте напротив лошади, поднимите её до уровня передней ноги. Отрегулируйте гужи с обеих сторон. Теперь займите более удобное для себя положение и зафиксируйте оглоблю с помощью гужи. Проделайте это и с другой стороны.

Далее прикрепите оглобли к хомуту. Если планируете использовать арку, то она должна быть прикреплена к оглоблям с внутренней стороны. Фиксируют арку теми же ремнями, что и хомут с оглоблями (супонью).

Порядок действий может варьироваться, это не единственный способ запрячь коня.

Порядок распряжки коня несколько отличается. Отвязываем вожжи и снимаем узду. Отвязываем оглобли. Освобождаем коня от ремней шлеи. Развязываем супонь, снимаем дугу и хомут. Снимаем седёлку и подпругу. После чего животное снова моют. Если это происходит зимой, то накрывают попоной. Процесс запряжки лошади довольно сложный. Для того, чтобы научиться делать это быстро, потребуется много времени.

Самое важное при запряжке лошади – не навредить животному и обеспечить безопасность всаднику.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 3548
Источник: https://stroy-podskazka.ru/loshadi/kak-zapryagat/

Оглобельно-дуговая «русская» запряжка

Последовательность оглобельно-дуговой запряжки

  1 — Удила

2 — Узда

3 — Дуга

4 — Повод с темляком

5 — Зга

6 — Седёлка

7 — Чересседельник

8 — Шлея

8а — Продольный ремень

8б — Поперечные ремни

8в — Откосный ремень

8г — Ободовый ремень

8д — Мочка

9 — Оглобля
9а — Гребенка

9б — Тяж

10 — Подбрюшник

11 — Подпруга

12 — Гуж

13 — Хомут

14 — Супонь

15 — Вожжи

Перед запряжкой лошади необходимо проверить состояние обоза (повозки или саней); проверить гужи на хомуте. Отрегулировать длину их так, чтобы при запряжке лошади супонью можно было бы стянуть вместе клещи хомута и укрепить дугу на оглоблях. После этого надевают уздечку на лошадь, застегивают подбородный ремень, вставляют в рот лошади удила. Если дело происходит зимой на морозе, то необходимо, прежде чем вставлять удила в рот лошади, согреть их в руке. Затем на лошадь надевают седелку, делая движение от холки к спине, по ходу шерсти, и пристегивают подпругу к горту седелки. Хомут надевают на голову лошади клещами вверх. После того как голова лошади пройдет через отверстие хомута, его поворачивают клещами вниз. Делать это следует по направлению роста волос гривы. Расправляют шлею и освобождают из-под хомута и шлеи гриву и хвост. Затем берут в одну руку дугу, вожжи, чересседельник и подбрюшник, в другую — повод уздечки и выводят лошадь из конюшни.

Перед запряжкой на левую оглоблю надевают чересседельник и подбрюшник на расстоянии примерно 40 — 50 см от конца оглобли. Затем на левый гуж хомута кладут оглоблю, в образовавшуюся петлю вкладывают ветвь дуги и переносят дугу через шею животного. После этого поднимают с земли правую оглоблю, прикладывают ее к правой ветви дуги и обхватывают конец дуги гужом сверху через оглоблю. Дуга должна быть заложена на одинаковом расстоянии от концов оглобли. Супонь обматывают 2 раза вокруг клещей хомута и затягивают ее так, чтобы клещи сошлись вместе. Если требуется, то для стягивания супони упираются в правую клещу ногой и затягивают супонь силой рук и корпуса тела. Обматывают супонь еще раз, свободный конец ее просовывают между супонью и клещами и протаскивают его под супонь. Подтягивают супонь так, чтобы осталась небольшая петля, протягивают конец супони обратно и оставшийся конец обматывают вокруг петли. Это делается для того, чтобы при необходимости супонь можно было распустить одним рывком. После затягивания супони дуга должна прочно держаться на оглоблях. При ударе рукой дуга не должна отклоняться назад или вперед.

Если дуга держится слабо, необходимо ее в обратном порядке снять и укоротить оба гужа. Если клещи стянуть невозможно, то гужи следует прибавить. При этом необходимо следить, чтобы хомут у лошади не сжимал шею, а плотно прилегал к ней. Чересседельник продевают через кольца седелки, пропускают его под правую оглоблю и подтягивают с таким расчетом, чтобы между холкой и хомутом и между шеей и хомутом можно было просунуть 2 — 3 пальца. Конец чересседельника обматывают вокруг оглобли. При этом делают петлю, чтобы ее можно было распустить одним рывком.

Подбрюшник пропускают через шлевку подпруги и туго подтягивают к правой оглобле. Повод, скрестив, перекидывают через шею и продергивают в дуговое кольцо. Можно повод пропустить с одной стороны (безгривой); протягивают его через подбородный ремень уздечки и конец также пропускают через дуговое кольцо, обматывают вокруг дуги или прямо привязывают к оглобле с правой стороны. Повод не должен стеснять движения головы лошади. Протягивают вожжи поверх чересседельника и гужей по обе стороны шеи и пристегивают вожжи к кольцам удил, удерживают вожжи в руке и садятся в повозку с правой стороны.

Иванова Г.В.

Запряжка лошади

Практическое руководство

Рано или поздно у большинства владельцев вятки возникает желание или необходимость запрячь лошадь в повозку. Но не все имеют опытного помощника под рукой, а в книгах можно встретить лишь очень поверхностную инструкцию по запряжке.

Поэтому  я опишу здесь не только порядок запряжки, но и некоторые тонкости подгонки снаряжения.

Для начала — о строении сбруи и ее предназначении.

Упряжь (сбруя) – приспособление для запряжки лошади в повозку. Упряжь должна быть подобрана для каждой лошади и точно подогнана к ней для того, чтобы не вызывать травматических повреждений, обеспечивать свободное движение конечностей и корпуса, не затруднять дыхания животного во время работы.

Существует несколько видов запряжки. Мы рассмотрим состав русской одноконной дуговой упряжи.

  1. уздечка с поводом
  2. хомут
  3. седелка
  4. подпруга
  5. шлея
  6. чересседельник и подбрюшник
  7. вожжи
  8. дуга

1. Узда.

Служит для управления лошадью.

Изменяя длину суголовного и нащечных ремней, уздечку подгоняют к голове лошади так, чтобы удила слегка приподнимали уголки рта на 1-2 складки. Налобный и переносной ремни должны лежать достаточно свободно, чтобы под них можно было просунуть 1-2 пальца. Между ганашами и подбородным ремнем должен свободно проходить кулак.

Если хозяин не желает использовать удила, он оставляет удила под подбородком, управление происходит за счет давления переносного ремня на носовые кости лошади.

 1. удила (трензель)

2. кольца удил (трензельные кольца)

3. суголовный (затылочный) ремень.

4. 2 нащечных, которые с суголовным фиксируют трензель во рту лошади.

5. подбородный, который не позволяет узде соскользнуть вперед с головы лошади.

6. налобный, который не позволяет узде соскользнуть назад на шею лошади.

7. переносной, для дополнительной фиксации.

8. повод с темляком (9), для фиксации лошади у коновязи и вождения в поводу.

2. Хомут. Служит для передачи повозке тяглового усилия лошади (85-88%).

  • хомутина
  • клещи
  1. супонь
  2. гужи, для соединения хомута с оглоблями и дугой.
  3. покрышка
  4. войлочная подкладка 
  5. горт — ремень для пристегивания шлеи.
  6. кольца, для вожжей (на основании гужей)

Размер хомута определяют по длине и ширине шеи лошади. Длину измеряют жестким метром. Для этого его накладывают вдоль основания шеи и измеряют расстояние от гребня у начала холки до плечелопаточного сочленения. К полученной цифре прибавляют для возового хомута 6 см, для легкового и пахотного — 3 см. Ширину шеи измеряют циркулем Вилькенса в наиболее широкой части — у ее основания.

№ хомута

длина хомута

ширина хомута

31,5

32,5

Допуск + 0,5 / + 0,2

Длину хомута измеряют от верхней внутренней точки хомутной подкладки до нижнего внутреннего ребра клещей, а ширину — на уровне гужевых отворов.

Правильно подогнанный хомут внутри опирается на гребень шеи у начала холки, по бокам лежит на мускулатуре, расположенной спереди оси лопатки; в нижней части лопатки (на плечелопаточном сочленении) хомутина находится над соколком, у основания шеи.

Приблизительно в одетом виде — ладонь ребром должна проходить от хомутины (внутренняя часть хомута) до верхней части плечелопаточного бугра.

Хомут подходит по размеру:

Хомут велик – хомутина почти легла на плече-лопаточный сустав и нависает над соколком грудины:

 

Хомут мал по размеру – по бокам сдавливает мышцы шеи; сверху хомут лежит высоко над холкой; снизу хомутина лежит у основания шеи, высоко над соколком грудины.

 

 

3. Седелка.  Служит для закрепления и поддержки посредством чересседельника всей запряжки и передачи тяглового усилия на спину лошади (12-15%).

Седелка бывает горбатая (для лошадей с высокой холкой) и лежачая (для лошадей хорошо упитанных, с низкой холкой).

  1. арчак
  2. полки
  3. потник
  4. крышка (кожаная или из линолеума)
  5. приструги (горты)
  6. дужки, через которые пропускается чересседельник

4. Подпруга. Предназначена для удержания седелки на спине лошади. Тесмяная подпруга имеет кожаную нашивку с отверстиями для продевания подбрюшника.

5. Шлея. Служит для удержания хомута на месте при спуске лошади с горы, резком торможении, осаживании.

Шлея подгоняется таким образом, чтобы между седалищными буграми и ободочным ремнем проходила ладонь.

Состоит из нескольких ремней:

1. ободовый (боковой). Огибает лошадь по бокам и сзади. Имеет пряжки для крепления к хомуту.

2. продольный. Идет вдоль позвоночника. Тоже имеет пряжку для крепления к хомуту.

3. 2 откосных ремня. Начинаются от конца продольного на крупе лошади.

4. 2-3 боковых ремня. Соединяют продольный и ободовый.

5. петли (мочки), для дополнительной фиксации шлеи (иногда с декоративными кисточками) 

6. Чересседельник. Ремень, проходящий через седелку, обоими концами закреплен на оглоблях. Поддерживает массу хомута, дуги и оглобель на спине лошади, передает часть тяглового усилия на седелку.

 Подбрюшник. Ремень, проходящий под подпругой, обоими концами закреплен на оглоблях. Не допускает резкого колебания оглобель и хомута вверх-вниз.

7. Вожжи. Служат для управления лошадью. Концы вожжей пристегиваются к кольцам удил.

8. Дуга. Скрепляет с помощью гужей хомут с оглоблями повозки и играет роль амортизатора, смягчая толчки от неровностей дороги и рывков при трогании воза с места.

На дуге имеется кольцо для протяжки повода и два выреза на концах, куда ложатся оглобли.

Порядок запряжки

1. Запряжка начинается с чистки и осмотра лошади, осмотра целостности сбруи, повозки.

Проверяем, одинакова ли длина у гужей. При необходимости подравниваем, иначе запряжка будет неровной и перекосится в движении.

2. Выкатываем повозку на свободную ровную площадку, выносим вожжи, дугу, чересседельник.

3. Чересседельник и подбрюшник – два отдельных ремня, одним концом пришитые к одному кольцу. Оба ремня пропускаем через кольцо так, чтобы образовалась петля. Эту петлю надеваем на левую оглоблю (здесь и далее все направления относительно лошади).


 

4. Надеваем на лошадь узду, седелку, хомут. Сделать это удобнее еще в деннике.

Седелку кладем примерно на нижнюю половину холки. Если вы положите седелку полностью на холку – это будет слишком высоко, если за холкой на спину – слишком низко.

Хомут сначала переворачиваем клещами вверх, надеваем на голову, в верхней (самой узкой) части шеи хомут переворачиваем в сторону гривы обратно клещами вниз, спускаем на плечи, выправляем гриву из-под хомута.

5. Кладем шлею на холку и расправляем её в сторону крупа, пристегиваем пряжки шлеи к ремешкам на хомуте. Если на хомуте только верхний горт, то пряжки бокового ремня пристегиваем за основание гужей.

Подгоняем шлею по размеру так, чтобы между ободочным ремнем и седалищными буграми проходила ладонь.

6. Выводим лошадь во двор, заводим в оглобли.

Завести лошадь в оглобли можно тремя способами:

  • Завести через оглобли. Подходит для лошадей, хорошо перешагивающих жерди.
  • Поставить перед повозкой и осадить в оглобли. Подходит для уступчивых лошадей.
  • Накатить оглобли НА лошадь. Чаще применяется для молодых или пугливых лошадей.

7. Берем дугу, встаем перед оглоблей лицом к лошади. Дугу приставляем к правой ноге. Левой рукой берем гуж.

В процессе работы сыромятные гужи растягиваются, поэтому обычно гуж перекручивают 1-2-3 раза, в зависимости от его длины, подгоняя под конкретную запряжку. Если в хозяйстве используется одна лошадь в одних и тех же оглоблях, а гужи тесмяные, то перекручивать их нет необходимости, достаточно подогнать длину гужей и периодически выравнивать их.

Кладем на гуж оглоблю так, чтобы гуж лежал на расстоянии примерно 1-2 ладоней от конца оглобли. Берем дугу перед собой, кольцом от нас. Левый конец дуги вставляем в петлю гужа. Перекладываем конец дуги через оглоблю перед гужом. Одновременно разворачиваем дугу кольцом вперед, так чтобы оглобля легла в вырез дуги. Кладем дугу на шею лошади.

8. Переходим ко второй оглобле. Прикладываем дугу выемкой к оглобле на равном, с первым гужом, расстоянии. Берем второй гуж и, если есть необходимость, перекручиваем её ровно столько раз, сколько был перекручен первый. Накладываем его на оглоблю позади дуги.

Натягиваем гуж: левым плечом упираемся в оглоблю, этой же рукой берем за клещи и с силой притягиваем к себе. Правой рукой надеваем петлю на дугу.

9. Затягиваем хомут. Стоя слева от лошади, обматываем супонь вокруг клещей один раз. Упираясь ногой в клещи, изо всех сил затягиваем супонь. Обматываем и затягиваем супонь еще раз. Обязательно ремень должен затягиваться с большим усилием! Если супонь затягивается легко, то необходимо снять дугу и сильнее перекрутить гужи.

10. Завязываем супонь. Большим пальцем правой руки придерживаем ремешок, левой рукой надавливаем на правую клещу, и в образовавшуюся щель продеваем кончик супони вниз. Затягиваем супонь до упора. Кончик продеваем вверх.

В образовавшуюся петельку пропускаем вторую петлю. Затягиваем.

Не пытайтесь тянуть за саму петлю, достаточно подтянуть вверх первую петельку, а потом затянуть вторую.

После этого обматываем петлю концом супони. Кончик складываем вдвое и продеваем в конец петли. Супонь завязана.

После стягивания клещей и завязывания супони дуга должна стоять перпендикулярно к оглоблям и не подвергаться колебаниям вперёд — назад при надавливании на неё рукою.

11. Переходим к левой оглобле. Расстояние от гужей до петли чересседельника должно примерно равняться 40 см, т.е. расстоянию согнутой руки, от локтя до кончиков пальцев.

Расправляем чересседельник и продеваем через дужку седелки. Расправляем  подбрюшник и продеваем через шлевку подпруги.

12. Ставим лошадь в хомут: двигаем коня на шаг вперед или, если это удобнее, сдвигаем повозку назад так, чтобы хомут плотно лег на плечи.

13. Переходим на другую сторону. Берем подбрюшник, подтягиваем и перекидываем через оглоблю, для того чтобы лошадь не наступила на него. Подтягиваем чересседельник и оборачиваем вокруг оглобли, от себя. Расстояние от чересседельника до гужей на обеих оглоблях должно быть одинаковым.

Подтягиваем чересседельник: левой рукой тянем ремень через седелку, поднимая левую оглоблю, правой подтягиваем за конец ремня, поднимая правую оглоблю. Таким образом мы поднимаем хомут.

Оглобли поднимаем настолько, чтобы между хомутом и шеей лошади (гребнем и горлом) проходило примерно 3-4 пальца. Таким образом, лошадь может по необходимости поднять и опустить шею.

14. Есть много способов завязать чересседельник, принцип у всех одинаковый. Опишу два способа.

Первый способ: после того как подняли хомут, кончик чересседельника перекидываем справа — налево через ремень и под оглоблей на себя. Обматываем вокруг оглобли снизу-вверх перед ремнем.

Пропускаем кончик под ремнем справа – налево, перекидываем сверху, делаем петлю и продеваем в образовавшееся отверстие. Затягиваем.

Второй способ: После того как подняли хомут, оборачиваем чересседельник вокруг оглобли сначала перед ремнем, потом позади него, т.е. восьмеркой. Потом кончик перекидываем над ремнем справа – налево, делаем петлю и пропускаем в образовавшееся отверстие. Затягиваем.

В любом случае конечная петля лежит перед чересседельником.

Необходимо проследить, чтобы оглобли были подняты ровно, иначе при движении запряжку перекосит!

15. Подбрюшный ремень кладем поверх петли чересседельника. С силой подтягиваем ремень вниз и перекладываем через подбрюшник, для дополнительной фиксации. Обматываем  подбрюшник вокруг оглобли. 

Складываем кончик подбрюшника и пропускаем через петлю чересседельника. С силой затягиваем петлю.

Чересседельник, завязанный сзади, удерживает подбрюшник от сползания по оглобле во время движения.

16. Проверяем подпругу и, при необходимости, подтягиваем её.

17. Переходим к голове лошади. Перекрещиваем повод, чтобы он не болтался, и накидываем на шею. Пропускаем темляк через кольцо дуги и привязываем за один из гужей на такую длину, чтобы лошадь могла свободно вытянуть шею, но не смогла слишком низко наклониться. Если повод короткий, достаточно обмотать темляк вокруг дуги и завязать на кольце.

18. Поправляем шлею: длинные ремешки с кисточками перекидываем через оглобли, чтобы не путались в ногах лошади. Если есть петли с застежками – пристегиваем к оглоблям.

19. Пристегиваем вожжи к кольцам удил. Если на гужах имеются кольца, пропускаем вожжи через них. Если колец нет, нужно пропустить одну вожжу под гужом, вторую над гужом.

В случае, если лошадь понесет, это даст дополнительный контроль.

Помните, правильная подгонка снаряжения и запряжка сведет к минимуму возможность травмировать лошадь!



Распрягаем в обратном порядке:

  • отстегиваем вожжи,
  • развязываем повод,
  • развязываем чересседельник (для этого достаточно просто потянуть за кончик подбрюшника и размотать ремни), вытягиваем их с другой стороны,
  • распускаем супонь,
  • снимаем гужи и дугу,
  • супонь привязываем к гужу, чтобы не порвалась,
  • снимаем хомут. Шлею можно не отстегивать, а собрать на шее, привязать шнурком к хомуту и вместе с ним снять. В следующий раз шлею можно будет надеть вместе с хомутом,
  • снимаем седелку, вешаем на хомут, перекидываем подпругу.
  • Уводим лошадь в денник, снимаем уздечку.
  • Возвращаемся к повозке. Снимаем с оглобли ремни.
  • Чересседельник  и вожжи сматываем:

Берем вожжи одной рукой за пряжки (чересседельник с подбрюшником за концы). Второй рукой  оборачиваем вокруг локтя, вкладывая в ладонь. Кончик оборачиваем пару раз вокруг смотанных вожжей и продеваем в верхнее отверстие. Слегка затягиваем. Вешаем за получившуюся петлю (кольцо чересседельника).

  • Уносим всю амуницию в сбруйную, повозку ставим на место.

На первый взгляд всё кажется таким сложным, но после нескольких самостоятельных запряжек вы уже перестанете путаться в названиях, ремнях и узлах.

Удачи!

Автор: Иванова Галина Владимировна

Ассистент: Иванов Олег Николаевич

Фотографии Ивановой Г.В.

Блок: 2/9 | Кол-во символов: 17566
Источник: http://konovod.com/?id=488

Крепление уздечки

Это самое простое, что есть в упряжи. После расправления всех декоративных элементов, наденьте уздечку на голову лошади.

  • Блок: 3/12 | Кол-во символов: 151
    Источник: https://sedla.ru/blogs/kak-zapryagat-loshad.html

    Европейская оглобельно-постромочная запряжка

      Оголовье

    1 — Подбородный ремень (подгарок)

    2 — Затылочный ремень

    3 — Налобный ремень

    4 — Наглазники (шоры)

    5 — Нащечный ремень

    6 — Наносный ремень (капсуль)

    7 — Удила

    Шорка

    9 — Соединительные ремни

    10 — Холочный ремень

    23 — Нагрудный ремень шорки
    Шлея (полушлея)

    13 — Продольный ремень

    14 — Поперечный ремень

    15 — Соединительные (откосные) ремни

    16 — Ободовый ремень

    19 — Мочка

    20 — Оглобельный ремень

    8 — Вожжи

    11 — Ремень для крепления оглобель и его пряжка

    12 — Седелка

    17 — Подхвостник

    18 — Постромка

    21 — Подпруга нижняя

    22 — Подпруга верхняя

    Блок: 3/9 | Кол-во символов: 650
    Источник: http://konovod.com/?id=488

    Виды и способы запряжки

    Вариантов запряжек коней известно немало, и различаются они не только по виду сбруи, но и по способу ее крепления, назначению, числу коней.

    Виды запряжек по типу упряжи:

    • постромочная – самый простой вариант для использования в сельском хозяйстве. Дышло и оглобли здесь не применяются, поэтому вес упряжи и нагрузка на животное меньше, чем при других способах. В то же время, на крутом спуске такая упряжь не может удерживать повозку, что нередко приводит к травмам лошади;

      Постромочная запряжка с хомутом

    • постромочно-дышловая – упряжь комплектуется дугой и дышлом, предназначенным для сдерживания повозки. Используется в сельскохозяйственных работах. Такая запряжка обеспечивает устойчивость при движении и повышает работоспособность животного. Здесь очень важно не перетянуть упряжь, иначе дышло сильнее давит на хомут и вызывает повреждения плечевой области и холки;
    • оглобельно-постромочная – отличается отсутствием дуги. Хомут соединяется с оглоблями отдельными фиксаторами из металла или кожи. Если применяют короткие оглобли, их подсоединяют к седелке. Этот способ распространен в ряде европейских стран, а потому часто называется английской запряжкой;

      Упряжь оглобельно-постромочная хомутная

    • оглобельно-дуговая – считается отечественным видом запряжки, в Европе и западных странах почти не встречается. Применяют в сельском хозяйстве и транспортных перевозках. С помощью деревянной дуги выполняют соединение хомута и оглобель, при этом дуга препятствует выворачиванию клещей и повышает работоспособность животного;

      Тройка в оглобельно-дуговой запряжке

    • смешанная – сочетает в себе 2-3 типа запряжек и позволяет одновременно задействовать несколько лошадей. Характеризуется отсутствием дуги, применяется чаще всего для перевозки людей или груза, не подходит для разбитых дорог с крутыми спусками и подъемами.

      Комбинированная запряжка

    По числу одновременно впрягаемых коней, делятся запряжки на парные, одиночные и многолошадные. В парной животные располагаются 2 способами – рядом или друг за другом. Первый вариант называется пара, второй – тандем, или цуг. В обоих случаях применяется либо постромочный вид запряжки, либо смешанный.

    Лошади в упряжке

    Многолошадные упряжи могут быть только смешанного типа. Каждый конь, в зависимости от расположения, имеет свое название. Основным считается коренник – животное, припряженное либо к дышлу, либо к оглоблям. Он тащит повозку, притормаживает ее на спусках, что требует выносливости и большой физической силы. Именно поэтому коренником выбирают самого крепкого и рослого коня. Впереди припрягается выносная лошадь, а возле коренника – пристяжная.

    Три коня могут быть запряжены в ряд (русская тройка), цугом или по-европейски – коренной и два выносных впереди. Для узкой дороги такой способ передвижения является более удобным. Для четырех коней применяют два способа: пара выносных перед парой коренных (четверик) и четыре коня в ряд (квадрига).

    Русская тройка

    Четверик коней

    Квадрига лошадей

    Запряжка из пятерых животных называется пятерик. Здесь применяется лишь один вариант – три выносных располагаются в ряд, за ними пара коренных. Шестерик представляет собой три последовательно запряженных пары. Впрягать большее количество животных практического смысла не имеет, но такие запряжки часто используются в различных развлекательных и торжественных мероприятиях.

    Шестерик коней

    Блок: 3/5 | Кол-во символов: 3358
    Источник: https://selo-exp.com/loshadi/kak-zapryach-konya.html

    Крепление хомута

  • Хомут помогает лошади перевозить тяжелые телеги и сани, в том числе с пассажирами. Хомут должен сидеть у основания шеи, плотно прилегая к телу. Слишком большой хомут, как и слишком маленький может вызвать значительные травмы. Если у вашего животного большая голова или чувствительные уши рекомендуем надевать хомут клещами вверх, а потом уже повернуть в стандартное положение по направлению роста гривы.

  • Блок: 4/12 | Кол-во символов: 428
    Источник: https://sedla.ru/blogs/kak-zapryagat-loshad.html

    Блок: 4/9 | Кол-во символов: 2
    Источник: http://konovod.com/?id=488

    Крепление седелки

  • Используется для передачи тяговой силы на спину лошади. Для животных с высокой холкой рекомендуется использовать горбатую седелку, для лошадей со средней и низкой холкой — прямую. Выбранный вариант седелки плотно пристегивается подпругой к телу на нижнюю половину холки.

  • Блок: 5/12 | Кол-во символов: 292
    Источник: https://sedla.ru/blogs/kak-zapryagat-loshad.html

    Блок: 5/9 | Кол-во символов: 6
    Источник: http://konovod.com/?id=488

    Крепление шлеи

  • Шлея используется для надежной фиксации хомута, что особенно важно при интенсивном движении по неровной поверхности. Данный элемент упряжи нужно приладить таким образом, чтобы между ободовым ремнем и седалищными буграми проходила ладонь. Боковой ремень закрепляют к основанию гужей.

  • Блок: 6/12 | Кол-во символов: 301
    Источник: https://sedla.ru/blogs/kak-zapryagat-loshad.html

    Хомутовая оглобельно-постромочная запряжка

      1 — Уздечка

    2 — Вожжи

    3 — Хомут

    4 — Чересседельник

    5 — Шлея

    6 — Седёлка

    7 — Подпруга

    8 — Постромка

    9 — Гуж

    10 — Оглобля
    Блок: 6/9 | Кол-во символов: 196
    Источник: http://konovod.com/?id=488

    Крепление чересседельника и подбрюшника

  • Эти элементы упряжи не допускают резких коллебаний оглобель и поддерживают массу хомута, оглобель и дуги. Чересседельник с подбрюшником закрепляют на одну оглоблю на расстояние около 50 см от края, продевая оба ремня в кольцо. Важно продублировать такое же расстояние на другой оглобле.

  • Блок: 7/12 | Кол-во символов: 331
    Источник: https://sedla.ru/blogs/kak-zapryagat-loshad.html

    Блок: 7/9 | Кол-во символов: 2
    Источник: http://konovod.com/?id=488

    Крепление дуги

  • Необходимо соединить оглоблю, дугу и хомут гужами с одной стороны. Повторить ту же процедуру с другой стороны.

  • Блок: 8/12 | Кол-во символов: 129
    Источник: https://sedla.ru/blogs/kak-zapryagat-loshad.html

    Фиксация хомута

  • Клещи хомута туго стягивают с помощью супоней. Супони, как правило, дважды обматывают вокруг клещей. При необходимости упираются ногой в хомут для максимально надежного крепления. После этой процедуры дуга должна прочно держаться в одном положении даже при достаточно сильном ударе. Хомут не должен сдавливать шею животного.

  • Блок: 9/12 | Кол-во символов: 344
    Источник: https://sedla.ru/blogs/kak-zapryagat-loshad.html

    Постромочная запряжка (без дышла и оглобель)

    Этот вид запряжки применяется в пристяжке, в сельскохозяйственных орудиях (плуг, борона), на трелевке леса. При выполнении этих работ рекомендуется использовать седелку и чересседельник.

    Блок: 9/9 | Кол-во символов: 232
    Источник: http://konovod.com/?id=488

    Заправки ремней

  • Необходимо продеть расправленный чересседельник в петлю седелки, далее продеть подбрюшник через петлю подпруги. Расстояние от чересседельника до гужей с обеих сторон должно быть одинаковым. Затем нужно слегка подтянуть чересседельник через седелку, чтобы между хомутом и шеей проходили 3-4 пальца. Следующим шагом следует обернуть чересседельник вокруг оглобли перед ремнем и за ним. Далее перекинуть кончик справа налево и закрепить на оглобле поверх чересседельника.

  • Блок: 10/12 | Кол-во символов: 488
    Источник: https://sedla.ru/blogs/kak-zapryagat-loshad.html

    Крепление повода

  • Необходимо провести повод через кольцо на дуге и зафиксировать на одном из гужей. Далее следует расправить все кисточки и украшения, присутствующие в упряжи.

  • Блок: 11/12 | Кол-во символов: 177
    Источник: https://sedla.ru/blogs/kak-zapryagat-loshad.html

    Крепление вожжей

  • Вожжи фиксируют на кольцах удил, пропуская через кольца у гужа или под гужом, в случае если колец нет.

    Упряжь позволяет животному тянуть телегу, сани, повозку, равномерно распределяя давление. Качественная упряжь, выбранная по размеру именно для вашей лошади, является одним из необходимых условий успеха, но далеко не единственным. Неправильно или небрежно приложенная амуниция сделает послушное животное агрессивным, а простую работу невероятной мукой, как для человека, так и для лошади.

    С давних времен лошади помогали людям перевозить грузы и пассажиров в любое время года, в любую погоду. Так будем же благодарны им. Помните — лучше потратить время на то, чтобы правильно запрячь коня, чем потом лечить травмированное животное.

    Блок: 12/12 | Кол-во символов: 757
    Источник: https://sedla.ru/blogs/kak-zapryagat-loshad.html
    Кол-во блоков: 25 | Общее кол-во символов: 39029
    Количество использованных доноров: 6
    Информация по каждому донору:

    1. https://selo-exp.com/loshadi/kak-zapryach-konya.html: использовано 2 блоков из 5, кол-во символов 8211 (21%)
    2. https://stroy-podskazka.ru/loshadi/kak-zapryagat/: использовано 1 блоков из 4, кол-во символов 3548 (9%)
    3. https://sedla.ru/blogs/kak-zapryagat-loshad.html: использовано 11 блоков из 12, кол-во символов 3672 (9%)
    4. http://konovod.com/?id=488: использовано 7 блоков из 9, кол-во символов 18654 (48%)
    5. https://ferma.expert/jivotnie/loshadi/uhod-loshadi/kak-zapryach/: использовано 2 блоков из 5, кол-во символов 2891 (7%)
    6. https://FermoVed.ru/loshadi/kak-zapryagat.html: использовано 1 блоков из 5, кол-во символов 2053 (5%)


    Поделитесь в соц.сетях:

    Оцените статью:

    1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
    Загрузка...

    Добавить комментарий