Самыми крупными представителями лошадиного племени являются лошади-тяжеловозы.
Одними из самых распространенных тяжеловозов являются шайры. Также широко известны такие породы этих лошадей, как першерон и брабансон. Существуют в нашей стране и отечественные породы тяжеловозных коней.
Источник: https://GoFerma.ru/zhivotnovodstvo/loshadi/samaya-bolshaya-loshad-v-mire.html
Содержание
- 1 История тяжеловозов
- 2 Скакуны
- 3 Российские породы лошадей-тяжеловозов
- 4 Самые сильные кони Европы
- 5 Некоторые западноевропейские породы тяжеловозов
- 6 Основные европейские тяжеловозы
- 7 Тяжеловозные породы лошадей
- 8 Практические значение
- 9 Предназначение
- 10 Рекордсмены
- 11 Галерея
- 12 Русский тяжеловоз
- 13 Владимирский тяжеловоз
- 14 Заключение
История тяжеловозов
Необходимость в очень сильных лошадях возникла в Средние века. Ведь что ни говори, рыцаря в полном вооружении могла выдержать, а тем более носить на себе, далеко не каждая лошадь. Средневековая рыцарская боевая лошадь называлась «дестриэ», что происходит от латинского «dextarius» — правосторонний, что по видимому было связано с тем, что с правой стороны боевого коня был обычно оруженосец. Дестриэ были весом до 800-1000 кг. и даже более, а рост их достигал 200 см.
Конечно лошади с такой массовой были не очень резвыми, но зато они были очень сильные и легко могли нести своего облаченного в доспехи хозяина. Именно от средневековых боевых лошадей со временем появились несколько современных пород лошадей тяжеловесов, таких как французские першероны, бельгийские брабансоны и английские шайры. Это поистине уникальные породы лошадей. Огромного роста, с мощными крупами, они за один раз способны увезти груз как современный грузовик.
Лошади тяжеловозы даже устанавливали своеобразные рекорды по перемещению тяжелых грузов. Так в 1893г. пара тяжеловозов породы шайр в поместье Нестер, около Юэна в штате Мичиган, США, протащила сани, груженые лесом, общий вес которых составлял 42,3 т почти полкилометра.
В апреле 1924г. а Англии на выставке в Уэмбли тяжеловоз по кличке Вулкан, сумел натянуть упряжку с усилием на динамометре 29, 47 т. А пара тяжеловозов этой же породы рекордное тягловое усилие, зафиксированное на динамометре — 51тонну.
Источник: https://national-travel.ru/loshadi-tyazhelovozy
Это интересно: Строение лошади: раскрываем все нюансы
Скакуны
Когда мы говорим о лошадях, то почти всегда имеем в виду скаковые породы. С одной стороны, это объяснимо: скакуны в силу своей роли и значения в жизни человека всегда были, если можно так выразиться, на виду и остаются в этом качестве и сейчас, с успехом выступая на спортивных состязаниях и в различных шоу. С другой стороны, в этом есть некоторая несправедливость, поскольку среди более чем трёхсот пород лошадей существует ряд т.н. «тяжеловозных», или тяжеловозов. Они не столь заметны, грациозны и ярки, как их легконогие собратья, но без них жизнь человека была бы во много раз тяжелее и сложнее.
Даже в наши дни, после механизации большинства отраслей человеческой деятельности, лошади-тяжеловозы остаются незаменимыми при выполнении ряда важных задач. К чести человека, надо сказать, что гордятся этими лошадьми ничуть не менее, чем скаковыми, и устраиваемые среди тяжеловозов соревнования, помимо силы и выносливости, воочию демонстрируют присущую им своеобразную грацию и красоту, которая не оставит равнодушным ни одного поклонника этих замечательных животных.
Сейчас уже невозможно установить, какие типы лошадей – тяжеловозные или скаковые – появились в жизни человека раньше, да это и не столь важно. Важно другое: уже на заре своей истории, занимаясь одомашниванием лошади, человек чётко разделял, для каких целей ему нужны те или иные породы. Например, согласно дошедшим до нас письменным источникам, в Древней Руси существовало три типа лошадей.
Типы лошадей:
- милостные – по всей видимости, аналог современных скаковых или верховых пород. Они были во владении лишь у князей, самых знатных дружинников или у тех, кто был награждён лошадью в знак признания заслуг или же личной милости. Их же посылали в качестве подарка в соседнее государство или княжество.
- сумные. Предназначались для перевозки различных грузов в мирной жизни и в военных походах.
- поводные, из-за своей неповоротливости использовавшиеся лишь в обозах.
Можно предположить, что именно сумные и поводные лошади стали предками современных российских тяжеловозов.
Схожим путём шли в Европе, выращивая по отдельности лёгкие верховые породы и дестриеров – специальных рыцарских лошадей, способных нести на себе тяжеловооружённых рыцарей. По одной из версий, именно дестриеры стали предтечами современных западноевропейских тяжеловозов.
Источник: https://agrarii.com/tyazhelovoznye-porody-loshadey/
Российские породы лошадей-тяжеловозов
В России выведено 3 породные линии, относящиеся к тяжелоупряжным. К ним относятся:
- советский тяжеловоз;
- русская тяжелоупряжная лошадь;
- владимирская порода.
В 18–19 веках эти животные были незаменимыми помощниками в сельской местности. Они использовались для перевозки леса, стройматериалов, сена, кормов. Сегодня большинство представителей этих породных линий задействованы там, где не пройдёт ни одна техника. Их сила по-прежнему нужна, но уже не в том объёме, как это было перед началом развития технического прогресса.
Советский тяжеловоз
Породу создали на основе помесей русских битюгов и упряжных лошадей. Позднее к их потомкам приливалась кровь арденов, першеронов и бельгийских тяжеловозов. Часть признаков советский тяжелоупряжный конь унаследовал от суффольков.
Порода лошадей советский тяжеловоз
Животные довольно рослые, обладают массивным типом телосложения, но при этом отличаются уравновешенным характером и проявляют покорность. Вес взрослого жеребца достигает 800 кг, а в отдельных случаях превышает тонну.
Характеристики:
- рост – 1,6–1,7 м;
- обхват груди – 2 м;
- голова грубоватая, среднего размера;
- шея плотная с хорошо очерченным мышечным рельефом;
- спина и грудь широкие;
- рёбра имеют округлую форму;
- круп мощный, раздвоенный;
- конечности массивные, крепкие, с большими копытами;
- масть лошадей этой породы преимущественно рыжая, реже встречается гнедая.
Внимание! Советский тяжеловоз ценится за силу, нетребовательность к кормовой базе и скороспелость. Кобылицы дают много молока.
Русский тяжеловоз
Рассматривая сильных лошадей, стоит упомянуть о русской тяжелоупряжной. Порода сформировалась на рубеже 19 и 20 столетий. За основу селекционеры брали отечественных теплокровных кобыл и скрещивали их с бельгийскими арденами и першеронами.
Русскую тяжелоупряжную породу официально признали и внесли в реестр в 1952 году. Это невысокие лошади, отличающиеся мягким темпераментом и нетребовательностью к уходу и питанию.
Первые племенные жеребцы, полученные от потомков арденов, отличались слишком малым ростом, около 143 см в холке. Селекционеры поставили цель – поработать над улучшением этого параметра. С годами русские тяжеловозы стали выше, современные жеребцы вырастают до отметки 149–153 см при весе 600–700 кг.
Порода лошадей русский тяжеловоз
Характеристики:
- голова крупная с расширенной лобной частью;
- туловище непропорционально длинное с грудью бочкообразной формы;
- ноги сухие, короткие, жилистые, с крупными суставами;
- шея мускулистая, длинная, красиво изогнутая;
- спина широкая со слабовыраженным прогибом;
- круп плотный, у некоторых представителей породы слегка опущенный;
- распространённые масти – гнедая, рыжая.
Владимирский тяжеловоз
Порода выводилась в довоенный период с 1930 по 1935 годы. За основу генотипа были взяты клейдесдальские жеребцы, их скрещивали с местными упряжными кобылами. Незначительное влияние на породу оказали шайры.
Владимирские тяжеловозы обладают крепким телосложением и высоким ростом – от 163 до 170 см. Среди отечественных тяжелоупряжных пород эта отличается самыми крупными габаритами.
Владимирской лошади свойственна большая голова с немного выпуклым профилем, расположенная на длинной мускулистой шее, широкая спина, косое расположение лопаток и крепкие костистые конечности с правильной постановкой. Низко посаженный сбитый круп округлой формы. Волосы в хвосте и гриве густые, что делает коня ещё красивее. Нижняя часть конечностей оброслая, копыта широкие с прочным рогом.
Представители владимирской породы – самые сильные лошади из тех, что выведены в Советском Союзе. Несмотря на крупные габариты, они проявляют миролюбие и покладистость. Лучшие жеребцы содержатся на конных заводах Ивановской и Владимирской областей.
Источник: https://FermHelp.ru/samye-silnye-loshadi/
Самые сильные кони Европы
В 17–19 веках в разных европейских странах тоже возникла потребность в сильных лошадях. В этот период начали интенсивно возделывать земли, а без верного помощника-коня в этом деле не обойтись. Тяжеловозов вывели в Бельгии, Франции, Англии. Некоторые из них позже повлияли на развитие отечественных пород лошадей.
Першерон
Французский тяжеловоз першерон – настоящий гигант. Один из представителей породы внесён в Книгу рекордов Гиннеса как самый большой конь.
Французский тяжеловоз першерон
Его рост составил 2,13 м, а вес превысил 1,3 тонны. Першероны выведены в середине 19 века в небольшой и живописной провинции Перш, что на юге Франции, на основе местных упряжных лошадей и чистокровных арабских скакунов.
Глядя на лошадь породы першерон, люди удивляются, как гармонично в ней сочетаются необычайная сила и мощь гигантского тяжеловоза и пластичность и изящество, свойственное арабским скакунам.
Характеристика:
- голова першерона довольно крупная, но при этом выглядит лёгкой;
- ноздри расширенные;
- глаза умные, выразительные;
- шея длинная с хорошо очерченными мышцами, украшенная густой роскошной гривой;
- плечи мощные;
- грудная клетка глубокая;
- спина короткая, прямая, плавно переходящая в округлый раздвоенный круп;
- ноги сухие, длинные;
- масть – серая или вороная.
Внимание! Современные першероны представлены тремя типами – лёгким, средним и тяжёлым. Большей популярностью пользуется вторая разновидность тяжеловозов.
Брабансон
Бельгийская упряжная лошадь – одна из самых сильных в мире. Она получена путём скрещивания арденов и фландеров.
Бельгийская упряжная лошадь
Некогда предки брабансонов, отличавшиеся низким ростом и крепким телосложением, носили на себе воинов с тяжёлым обмундированием. Благодаря крови першеронов, кони стали более рослыми. Высота в холке жеребца современного бельгийского тяжеловоза достигает 160–176 см, а вес колеблется в пределах от 800 кг до тонны.
Характерные черты брабансона:
- голова небольшая, морда вытянутая, лобная часть широкая;
- шея мощная с красивым изгибом;
- спина, как и холка, широкая, прямая;
- раздвоенный круп округлой формы хорошо развит;
- рёбра широкие, грудь глубокая;
- конечности короткие с крупными суставами и оброслыми бабками;
- преобладающие в породе масти – гнедая и рыжая в различных вариациях.
Современные брабансоны считаются одними из самых сильных лошадей в мире. Заводчики отмечают, что этим животным не свойственна агрессия и норов. Они с готовностью служат на благо своего хозяина.
Шайр
Эта порода английского происхождения. Её вывели на основе местных кобыл и фландрских и фризских жеребцов. Шайры известны не только как самые сильные кони, но и как самые крупные представители лошадиного мира. Рост в холке взрослого жеребца составляет 1,85 м, а некоторые особи оказываются ещё более рослыми. На протяжении длительного периода времени эти животные использовались в военных целях, а позже их задействовали на полевых работах в сёлах.
Лошадь породы Шайр
Внешние характеристики шайров:
- пропорционально сложенное тело;
- голова крупная с широким лбом;
- недлинная крепкая шея;
- широкая и плотная спина;
- мощный, чуть приподнятый круп;
- длинные сильные сухие конечности;
- на задних, а иногда и на передних ногах имеются белые чулки;
- масти: вороная, серая, гнедая и рыжая.
Внимание! В послевоенное время численность племенного поголовья сократилась до критической отметки. Сегодня по всему миру насчитывается чуть больше 1000 шайров. Заводчики-энтузиасты прилагают все усилия, чтобы сохранить этих прекрасных скакунов.
Источник: https://FermHelp.ru/samye-silnye-loshadi/
Некоторые западноевропейские породы тяжеловозов
Брабансон, першерон, булонская лошадь, бретонская, шайр, клейдесдаль, арденская лошадь и другие.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%8F%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D1%8B
Это интересно: Тракененская порода лошадей: излагаем развернуто
Основные европейские тяжеловозы
Современное тяжеловозное коневодство начало формироваться примерно в XVIII-XIX веках сначала во Франции, Англии и Шотландии, затем – в Бельгии и Германии. Коневоды потрудились на славу, творчески используя интуитивный опыт своих предшественников, и на сегодняшний день европейское коневодство может похвастаться такими всемирно известными породами, как:
- першерон.
- шайр.
- брабансон (или бельгийская тяжеловозная).
- булонский тяжеловоз.
- австралийский.
- клейдесдаль (или шотландский тяжеловоз).
- суффолк.
- ирландский тяжеловоз.
- тинкер (или ирландский коб).
- рейнский тяжеловоз.
- арденская лошадь.
- гафлингер.
- норикер.
Каждая из этих пород – предмет законной гордости той страны, где она была выведена. Европейские тяжеловозы оказали огромное влияние на развитие тяжеловозного коневодства в разных уголках мира, от Америки до Австралии. Так, австралийский тяжеловоз «родился» при скрещивании четырёх завезённых на материк пород – суффолка, шайра, клейдесдаля и першерона. Заметна роль европейских тяжеловозных пород и в создании современного российского тяжеловозного коневодства, однако ещё до их появления Россия могла похвастаться лошадью-тяжеловозом, по своим характеристикам мало чем уступавшей лучшим европейским видам.
Першерон
Источник: https://agrarii.com/tyazhelovoznye-porody-loshadey/
Тяжеловозные породы лошадей
Лошади тяжеловозы имеют внушительные размеры. По росту и весу тоже есть чемпионы. Так жеребец Сэмпсон из породы английских шайров считается самой большая лошадью в истории. В возрасте 4-х лет за его огромные размеры его переименовали в Мамонта. Он был ростом 2 метра 20 см. и весил 1520 кг. Жаль что не сохранились фотографии Сэмпсона. Но есть фото другого гиганта это французский першерон жеребец Марокко, рост которого 215 см., а вес 1285 кг.
А вот жеребец из породы брабансонов Бруклин Высочайший. При росте 195 см., он весил 1450 кг.
В России тоже давно разводят лошадей тяжеловозов, это: русский тяжеловоз, советский тяжеловоз и владимирский тяжеловоз.
Русский тяжеловоз
Русские тяжеловозы выводились в 19-20 веке и со временем стали одной из самых популярных видов. И хотя они не выглядят так внушительно как их английские братья, рост их в основном не превышает 150 см, но они отличаются исключительной силой и выносливостью. На выставке в Париже в 1900 году золотую медаль получил представитель этой породы, жеребец с кличкой Каравай. Кобылы этой породы отличаются высокой молочностью. Они дают до 5000 литров молока за период лактации.
Советский тяжеловес
Это порода была зарегистрирована в 1952 году. Её получили путем скрещивания бельгийских брабансонов и русских тяжеловесов. В результате получили лошадей с лучшими, чем у русских тяжеловесов характеристиками. Изначально выводилась эта порода не для красоты, а для работы, но те не менее их размеры тоже довольно внушительны.
Рост советских тяжеловесов составляет порядка 160-170 см. а вес от 800 до 1000 кг. Они отличаются значительной силой. Так жеребец Форс установил своеобразный рекорд, он провез прицеп с грузом 22991 кг на расстояние 35 метров. Молочная продуктивность кобыл этой породы чрезвычайно высока. Кобыла Рябина за период лактации дала 6173 литров молока.
Владимирский тяжеловоз
Вторая распространенная порода тяжеловесов в России это Владимирский тяжеловоз. Лошадей этой породы выводили скрещивая российских лошадей с шотландскими клейдесдалями и английскими шайрами. Лошади этой породы несколько меньше чем Советский тяжеловес, и несколько уступают им в силе. В среднем их рост 165 см, а вес порядка 750 кг. Но они отличаются необычной для тяжеловесных пород резвостью и выносливостью. Не смотря на свой вес, такая лошадь легко передвигается рысью, при чем со значительным грузом. С нагрузкой 1,5 т владимирский тяжеловоз рысью может преодолеть расстояние 2 километра всего за 5 минут и даже меньше.
Эти лошади прекрасно переносят снежную русскую зиму.
Отлично ходят под седлом. Выглядят просто изумительно в тройке. Да и соревнования среди лошадей тяжеловесов очень популярны.
Источник: https://national-travel.ru/loshadi-tyazhelovozy
Практические значение
До введения механизации широко использовались в сельском хозяйстве и вообще для транспортировки тяжестей — ломового извоза. В наше время применяются мало, многие породы оказались на грани исчезновения.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%8F%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D1%8B
Предназначение
Прежнее предназначение тяжеловозных пород — пахота, перевоз груза, уже в прошлом, и редко можно встретить при современном использовании этих лошадей. Сегодня в моду входит отдых на природе, туризм и спортивные состязания.
В конном туризме тяжеловозы стали очень важными и востребованными помощниками. Спокойный и уравновешенный характер этих сильных лошадей позволяет даже новичкам, впервые его оседлавшим чувствовать себя уверенно и спокойно верхом. При активном отдыхе любителям путешествовать верхом более выносливых и неприхотливых помощников не найти. Селекционеры и коннозаводчики давно ценят тяжеловозные породы за богатырскую мощь и крепкую стать, которую он передает потомству.
Недавно скрещенный тяжеловоз с рысистой кобылой дал помесь сильного и быстрого скакуна по достоинству оцененного любителями спортивных соревнований. Так же он пользуется популярностью у охотников. Точное выполнение команд, уравновешенность и скорость делают этих лошадей наилучшими помощниками, которые не подведут в трудную минуту. Они не пугливы и доверяет хозяину, что является залогом успешных взаимоотношений человека и лошади.
Источник: https://national-travel.ru/loshadi-tyazhelovozy
Рекордсмены
Самой большой лошадью в истории считается жеребец Самсон. Родился он в Англии в 1846 году и являлся представителем породы шайров. Уже в 4 года конь получил прозвище «Мамонт» из-за своих огромных размеров. При росте 227 см он весил 1520 кг.
В настоящее время Самсон мёртв и нет ни одной его фотографии. Лошадь была занесена в Книгу рекордов Гиннеса.
В мире есть много лошадей, которые поражают своих хозяев размерами и физическими данными. Гиганты являются представителями крупных пород, но превосходят своих сородичей. Вот самые известные особи.
- Диггер. Английский шайр имел все шансы перерасти самого популярного рекордсмена Самсона. Рост коня в холке – 2,02 м. В день животное съедает порядка 25 кг сена и выпивает около 75 л воды. Показатели становятся более понятными, если учесть, что вес жеребца – 1200 кг. В 2012 году конь стал членом королевской конной гвардии в Великобритании.
- Бруклин Сьюприм. Представитель бельгийских тяжеловесов — настоящий гигант на фоне других коней породы. Высота в холке в десятилетнем возрасте – 1,98 м при весе в почти 1,5 тонны. Когда пришло время подковывать жеребца, использовали изделия по 3,5 кг, для обычных лошадей используются подковы по 700 г.
- Нодди. Относится к породе английских тяжеловозов. Ещё в молодом возрасте (около 5 лет) был 2,05 м в холке и продолжал расти. При весе в 1,2 тонны Нодди поглощает пищу в немыслимых размерах. Рекордные значения роста и веса коня фиксируют на выставках и конкурсах, где он часто появляется.
- По. При росте в 2 м конь весит 1,4 тонны. Представитель породы шайр был назван в честь любимого писателя любящей хозяйки. При своём выдающимся весе конь очень любит покушать. За день По съедает порядка 7 кг зерна и запивает всё 70 л воды.
- Биг Джейк. Рекордсмен рождён на североамериканском побережье и является представителем бельгийских брабансонов. Если измерять коня от земли до кончиков ушей, то получается 2 м и 17 см. Конь участвовал не только в мировых выставках, но и в телешоу. Хозяева переводят заработанные деньги на благотворительность. На сегодняшний день Джейк считается самым крупным среди живых лошадей. Отдельно стоит отметить вес – 2,6 тонны. Несмотря на огромные размеры, лошадь довольно складная и грациозная.
В северной Америке, где живёт Джейк, было построено индивидуальное стойло в 36 кв. м. Уже в 9 лет получил титул самого высокого коня в мире.
- Крекер. Представитель английских шайров дорос до 198 см при весе в 1,2 тонны. Животное пользуется большой популярностью, он герой телевидения с самого детства. За день Крекер может съесть около 2 стогов сена и пару килограммов моркови. Пьёт конь особенно много – около 120 л в сутки. Рекордсмен ушёл из жизни в 2007 году.
- Доктор ле Жер. Представитель французских першеронов родился в далёком 1902 году. Конь вошёл в историю благодаря своему росту – 2,13 м. Вес особи при этом был 1,4 тонны.
- Дюк. Представитель всё тех же английских шайров. Жеребец вырос до 2,07 м и продолжает расти. По наблюдениям он прибавляет 8 см ежегодно. Специалисты полагают, что конь имеет все шансы превзойти По и Самсона. Хозяева Дюка уверяют, что вырастили его до таких размеров благодаря особой диете с яблочными сортами и настоями трав. Ежедневно лошадь съедает порядка 10 кг сена с зерном, выпивает более 100 л воды и 20 л травяных настоек. Нрав у скакуна довольно необычный.
Несмотря на внушительные размеры он трусливый и до ужаса боится грызунов.
- Марокко. Жеребец породы першерон, один из самых крупных в мире. Конь дорос до 2,15 м при весе в 1,3 тонны. На сегодняшний день его нет в живых и никакие документы не сохранились. Человечеству осталось лишь одно фото.
Большая часть рекордсменов встречается среди породы английских шайров. Причём встречаются как самые высокие, так и самые толстые лошади. Кони этой породы довольно популярны благодаря своим отменным физическим данным и выносливости. Часто их заводят не только для работы, но и для удовольствия, верховой езды, посещения конкурсов.
10 самых больших лошадей тяжеловозов смотрите в следующем видео.
Источник: https://stroy-podskazka.ru/loshadi/samye-bolshie/
Галерея
-
Русский тяжеловоз
-
Битюг
-
Владимирский тяжеловоз
-
Першерон
-
Булонская лошадь
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%8F%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D1%8B
Русский тяжеловоз
На рубеже XIX-ХХ веков в России стали появляться тяжеловозные европейские породы, с которыми начали скрещивать битюгов и других аборигенных упряжных лошадей. В результате селекции качества завезённых животных возобладали над характеристиками местных, поэтому специалисты говорят о поглотительном скрещивании, ставшем одной из причин исчезновения битюгов. Однако, как гласит народная мудрость, «свято место пусто не бывает», и селекция битюгов с завезёнными из Бельгии тяжеловозами арденами (а затем, по некоторым данным, с першеронами и некоторыми полукровными породами) подарила России новую породу, первоначально названную «русский арден». От своих бельгийских тёзок-родителей русских арденов отличало гармоничное сложение (бельгийцы были мелки и дисгармоничны) и хорошие качества экстерьера. Не в последнюю очередь это было достигнуто благодаря тому, что селекция проводилась под контролем учёных Петровской (ныне Тимирязевской) академии.
Новая порода, выделявшаяся среди родственных ей «европейцев», была по достоинству оценена на Всемирной Парижской выставке 1900 года, где тринадцатилетний жеребец — тяжеловоз Каравай был награждён золотой медалью. Всемирное признание повлекло за собой распространение русского ардена не только в России, но и за её пределами. Его использовали и как рабочую лошадь, и как улучшателя других пород сельскохозяйственного назначения. В 1909 году родился жеребец Караул, ставший родоначальником знаменитой внутрипородной линии. Русского ардена ждало большое будущее, но Первая мировая война и последовавшие за ней события революции 1917 года и гражданской войны неблагоприятно отразились на породе. В 1924 году насчитывалось всего лишь 92 лошади, однако, несмотря на это, работа над видом по-прежнему продолжалась. К линии Караула прибавилась линия Ларчика, рождённого в суровом 1918 году. Под влиянием этих двух жеребцов окончательно сформировалась генеалогическая и генетическая структуры породы.
По некоторым сведениям, в 30-х годах ХХ века почти все представители русского ардена по неизвестным причинам были уничтожены, однако несколько особей удалось сохранить, и после Великой Отечественной войны началось его возрождение. И лишь в 1952 году породу зарегистрировали как «русский тяжеловоз».
На сегодняшний день существует три её типа:
- массивный (самый крупный).
- уральский (отличается более длинными и оброслыми ногами).
- новоалександровский (характеризуется сочетанием меньших размеров с массивностью).
Внешние характеристики лошади, присущие всем трём типам, таковы:
- рост в холке – всего лишь 150 см., вес жеребцов – 600-700 кг., а кобыл – 550-600 кг. Новорожденный жеребёнок может весить до 250 кг.
- мускулистое тело.
- густогривость и оброслые ножные щётки.
- голова средних размеров с прямым профилем.
- короткая и широкая шея.
- длинная и мягкая спина.
Русские тяжеловозы отличаются следующими качествами:
- скороспелостью. Уже в полтора года жеребёнок может весить свыше 400 кг. Полное созревание лошади происходит к трёхлетнему возрасту.
- энергичностью и подвижностью.
- покладистым нравом.
- замечательной работоспособностью и тягловыми качествами. Известно, что русский тяжеловоз может перевозить грузы весом свыше 20 тонн. По отношению к весу своего тела это – наибольший вес. Который способна тянуть тяжелоупряжная лошадь, выведенная в СССР.
- нетребовательностью к содержанию, при котором ни одно из ценных качеств лошади не пропадает и не умаляется.
- холодоустойчивостью.
- способностью работать на неровной пересечённой местности.
- высокой молочностью и жирным молоком, из которого в ряде регионов делается кумыс. Рекордсменка по количеству молока – кобыла по кличке Лукошка (4870 литров за 305 дней лактации).
Неудивительно, что эта порода до сих пор распространена в хозяйстве многих стран. На постсоветском пространстве её можно встретить как в российских регионах вплоть до Западной Сибири, так и в Беларуси, в Украине и на Кавказе.
1952 год стал знаменательным не только для русского тяжеловоза. В этом же году была зарегистрирована ещё одна порода, выведенная на Починковском (Нижегородская область) и Мордовском конезаводах. Речь идёт о советском тяжеловозе.
Русский тяжеловоз
Источник: https://agrarii.com/tyazhelovoznye-porody-loshadey/
Владимирский тяжеловоз
Ещё одна гордость советского тяжёлого коневодства – порода владимирский тяжеловоз, зарегистрированный в 1946 году. На сей раз местных упряжных лошадей скрещивали с английскими шайрами и шотландскими клейдесдалями. Три из них – Лорд Джеймс (1910 г.р.), Бордер Бренд (1910 г. р.) и Глен Албин (1923 г.р.) – стали родоначальниками породы, сформировав её тип. Линия Глен Албина до сих пор является одной из ведущих.
За всё историю развития было выведено 10 линий (линия Глен Албина – лишь одна из них). Которые в силу ряда обстоятельств были распределены между двумя конезаводами – Юрьев-Польским и Гавриило-Посадским. Впоследствии был организован Владимирский племенной рассадник, где тоже начали заниматься выращиванием молодняка этой породы.
Основные её черты таковы:
- рост в холке 163-170 см., вес – от 758 кг. до одной тонны, обхват груди – 198 см., обхват пясти – 23,5 см.
- большая голова с выпуклым профилем.
- длинная мощная шея.
- косо поставленная длинная лопатка.
- удлинённая спина с широкой поясницей и умерено спущенным крупом.
- крепкие, правильно поставленные оброслые ноги (наследие шайров).
- густые грива и хвост.
- скороспелость. Уже в трёхлетнем возрасте молодая лошадь формируется полностью как взрослая.
Масть тяжеловоза
По преимуществу гнедая, хотя встречаются также вороные и рыжие представители этой породы. Из черт характера следует отметить свойственные всем тяжеловозам дружелюбие, спокойствие, покладистость и уравновешенность.
Владимирский тяжеловоз отличается необычайной для тяжеловозных пород резвостью и способен. Несмотря на свою массивность, пробежать без груза расстояние в 1600 метров за 3 минуты. Этой породе принадлежит рекорд пробега двухкилометровой дистанции с грузом в полторы тонны за 5 минут. А по соотношению «вес – скорость движения – выносливость» она превосходит даже советских тяжеловозов.
Сегодня порода также переживает не самые лучшие времена (по данным ВНИИ коневодства, на 2015 год на заводах было сосредоточено всего лишь 113 маток и 20 производителей). Однако как лошадь для активного отдыха владимирский тяжеловоз незаменим для многих ценителей. Популярны и соревнования (знатокам хорошо известны имена неоднократных победителей-владимирцев Газолина и Легендарного). И участие в праздниках в качестве прогулочной лошади. Поэтому хоть и нельзя говорить о возрождении и полноценном развитии породы. Но и от упадочного состояния она пока ещё далека.
Владимирский тяжеловоз
Источник: https://agrarii.com/tyazhelovoznye-porody-loshadey/
Заключение
Каждая лошадь – это часть красоты. Не являются исключением и тяжеловозные породы лошадей. Грустно осознавать, что с развитием человечества места для такой красоты остаётся в его жизни всё меньше и меньше. Слава Богу, существуют ещё энтузиасты. Поклонники тех или иных пород, благодаря которым, в частности, ещё не исчез советский тяжеловоз. Но надолго ли их хватит? С другой стороны, многие заграничные породы лошадей переживали в своей истории не лучшие времена. И часто стояли на грани исчезновения, однако выжили. И сейчас развиваются на радость поклонникам конного мира. Возможно, что подобное будущее ждёт и русские тяжеловозные породы. По крайней мере, нам искренне хочется в это верить.
В заключение же мы предлагаем вам посмотреть вот это видео. На котором герои нашего материала предстанут перед вами во всей своей красе.
Источник: https://agrarii.com/tyazhelovoznye-porody-loshadey/
Количество использованных доноров: 6
Информация по каждому донору:
- https://FermHelp.ru/samye-silnye-loshadi/: использовано 2 блоков из 5, кол-во символов 7201 (21%)
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%8F%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D1%8B: использовано 3 блоков из 6, кол-во символов 520 (2%)
- https://national-travel.ru/loshadi-tyazhelovozy: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 5301 (15%)
- https://agrarii.com/tyazhelovoznye-porody-loshadey/: использовано 6 блоков из 8, кол-во символов 14734 (43%)
- https://stroy-podskazka.ru/loshadi/samye-bolshie/: использовано 1 блоков из 4, кол-во символов 5098 (15%)
- https://GoFerma.ru/zhivotnovodstvo/loshadi/samaya-bolshaya-loshad-v-mire.html: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 1397 (4%)